Фотоматериалы с комментариями, воспоминания в виде заметок, историй или легенд, а также предложения по организации сайта отправляйте по адресу : velikoploskoye@narod.ru
ГЛАВНАЯ                    ГОСТЕВАЯ                   ФОРУМ                ФОТОАЛЬБОМ           ТВОРЧЕСТВО
ВЕЛИКОПЛОСКОЕ
КРАТКИЙ
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
с. Великоплоское, 2002 г.

    Общие сведения

  Село Великоплоское Великомихайловского района Одесской области расположено на Причерноморской равнине (юго-запад Украины), в 20 км от райцентра Великомихайловка и таком же расстоянии от железнодорожной станции Тирасполь. На юге и юго-западе граничит с селами Приднестровья (Парканы и Малаешты), на севере - Комаровкой, на юго-востоке - Славяносербкой и Новосавицким. Площадь села 574 га.
     Природные условия

  Особенности Причерноморской равнины и верхних террас Днестра характеризуют рельеф территории села. Поверхность понижается на юго-запад от него, до верхней террасы Днестра. Равнину пересекают Комаровская, Скитская, Коро-стелева, Безсараева и другие балки. Плато, занимая слабовыпуклый водораздел Днестра и бассейна реки Кучурган, имеет общий наклон на юг, а верхняя (Колкотова) и Тираспольская террасы широко наклонены к юго-западу.
               
       Полезные ископаемые

  На территории села добывают в основном полезные ископаемые, используемые в строительстве: камень, песок, глину, бут, песчаник, гравий.
Климат
  Климатические условия в районе отличаются значительным количеством дней с температурой выше 10° и низкой влагообеспеченностью. В июне месяце воздух прогревается в среднем до 26 градусов, а в феврале температура иногда понижается до 20-25 ниже нулевой отметки. Конец весны и лето - сезон дождей, большей частью проливных. Зимой село укрыто снежным покровом, достигающим 10 см.

   Почвы и растительность

Почвы (а это в основном чернозем и лесс) очень плодородны. Растительность характеризуется особенностями причерноморских разнотравных и ковыльных степей. В разнотравье преобладают полукустарники, ромашки, молочай, чебрец, порей. Часто встречаются люцерна, повилика, одуванчик, полынь.
        Животный мир и растительность

хомяки, зайцы, лисы, кроты, ежи, барсуки, ласки. Из птиц   Наиболее распространенными дикими животными являются встречается воробей, ворон, горлица, удот, соловей, жаворонок, перепел, куропатки, дикие утки и гуси, сыч, ястреб и др.

            Административно-территориальное деление

Село Великоплоское делилось на 11 районов, 14 улиц и 3 переулка. В 1934 году все они получили наименования,  часть из которых была в последующем изменена. В настоящее время они носят следующие названия: улицы - Октябрьская, Парткоммуны,  Комсомольс-
кая, Советская, Набережная, Орджоникидзе, Колхозная, Партизанская, Победы, Молодежная, Гагарина, Терешковой, Неженская, Интернационала, переулки - Мельничный, Кооперативный, Школьный.
На каждом сельском доме раньше прибивалась табличка с номером дома, фамилией и инициалами его хозяина. В правом углу бирки рисовали инструмент или сосуд, с помощью которого хозяин должен был тушить пожар, в случае его возникновения.

  Население

  Основу населения села Великоплоское составляют русские переселенцы - старообрядцы. Это сторонники религиозного течения, возникшего в результате раскола в русской православной церкви во второй половине семнадцатого века.

                  Русская церковь до середины XVII века

Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе Владимире было крупнейшим событием в истории страны. Стремление к истинной вере Христовой давно жило в душе русского народа. Монголо-татарское иго, более двухсот лет тяготевшее над Русской землей, не смогло уничтожить или исказить православия. Не раз римские папы стремились подчинить русскую церковь своему престолу, но всегда безуспешно. Верный своей церкви русский народ давал отпор католикам и еретикам. Все их покушения на единство и святость русской церкви привели к тому, что русский народ еще внимательнее, еще строже стал охранять свою веру.
Управление  русской  православной церковью, во главе которой стоял митрополит, сначала находилось в Киеве. Первыми митрополитами на Руси были присылаемые из Константинополя греки. Позднее их избирали собором русского духовенства и отправляли в Константинополь для принятия хиротонии (разрешения) греческого патриа-роса. После разорения Киева войсками татарского хана Батыя (1240г.) местопребывание митрополита было перенесено во Владимир, а при Петре Кафедра - в Москву. В 1439г. во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу объединения церквей - западной и восточной. Этого слияния желали византийский император и патриарх для того, чтобы заручиться помощью папы римского в борьбе против турок. На Флорентийском соборе была принята уния (союз), по которой папа признавался главою обеих церквей: католической и православной, причем последняя должна была признать католические догматы. За православной церковью сохранились лишь ее богослужебные обряды.
На соборе во Флоренции присутствовал московский  митрополит Исидор - грек, присланный константинопольским патриархом незадолго до этого. Он открыто примкнул к унии. По возвращении Исидора, в Москву состоялось собрание русского духовенства, которое сочло действия митрополита неправильными и низложило его. Освободившееся место без утверждения константинопольским патриархом в 1448 году занял архиепископ рязанский Иона. С. этого времени русские митрополиты стали избираться собором рус- ского духовенства самостоятельно, без утверждения византийским патриархом. Русская церковь приобрела независимость от греческой.
  При митрополите Ионе произошло к тому же отделение юго-западной русской церкви от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на зависимость духовенства и населения от московского митрополита. По их настоянию в Киеве была учреждена особая митропо-
лия. Митрополит Киевский продолжал назначаться Константинопольским патриархом.        
  Так образовались две русских митрополии: одна управляла северо-восточной частью России, другая - юго-западным краем. Последняя вскоре попала пол влияние католичества. Русская же православная церковь на северо-востоке России с центром в Москве, церковь независимого, сильного, крепнущего государства, сохранила чистоту прззослазия.
В 1551 году, в правление Ивана Васильевича Грозного в Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название "Стоглавый", так как сО .рник постановлений его состоял из ста глав. Этот собор подтвердил правильность старых церковных книг, указав только на незначительные погрешности в знаках препинания и некоторые списки, а также привел к единству уставы и наложил строгие церковные наказания на тех, кто их нарушает.
В 1589 году при царе Федоре Ивановиче, в Москву приехал восточный патриарх Иеремия. Хотя фактически  московский митрополит был уже независим от Константинопольского патриарха, пребывание в Москве Иеремии русская церковь использовала для учреждения патриархии. В том же году митрополит московский Иов был возведен в сан всероссийского патриарха. Обращаясь к Царю Федору, патриарх Иеремия сказал: "Ветхий Рим пал от аресей; вторым Римом - Константинополем - завладели турки; твое же великое Российское царство - третий Рим - всех превзошел благочестием. (В.О.Ключевский. Курс русской истории. М 1957  4.111 стр.   213}
  Во второй половине XVII столетия, в царствование Алексея Михайловича и патриаршество Никона, когда русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей.

          Реформы патриарха Никона и начало раскола

  Причиной церковного раскола послужило самовольное, без одобрения собором, введение Никоном в русскую церковь новых обрядов, богослужебных книг и других новшеств. Последователи Никона, которых в народе стали звать "никонианами"., или новообрядцами, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, то есть господствующей, а своих противников окрестили "раскольниками", переложив на них вину за церковный раскол. На деле же противники никоновских нововведений остались верны древним церковным преданиям и обрядам, не изменив православной церкви. Потому они и называют себя старообрядцами, староверами или православными христианами. Инициатива же раскола принадлежала вовсе не им.
  Патриарх Никон, вступив в 1652 году на московский патриарший престол, сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали изменить традиции. русской православной церкви по подобию греческой, которая уже давно не отличалась благочестием. Никон, получив от царя неограниченные права в делах церкви, приступил к реформам, начав с замены двуперстного сложения крестного знамения троеперстием. Были изменены и многочисленные церковные обряды. Противники реформирования подвергались гонениям, причем и после лишения Никона в 1667 году патриаршего сана. Чтобы заставить русский народ принять новую веру, церковный собор благословил подвержение ослушников соборных определений тягчайшим казням: их заточали в тюрьмы, ссылали, отрезали им уши, носы, вырывали языки, отсекали руки. Но это лишь внесло еще большую смуту и усугубило церковный раскол.
Знаменитые защитники православного благочестия:протопопАввакум,священник Лазарь, диакон Федор, инок Епифаний - были сосланы на дальний север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске (Архангельская область). Всем им, кроме Аввакума, вырезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни писать. А спустя более 14 лет, 14 апреля 1682 года, по настоянию нового патриарха Иоакима, пустозерские страдальцы были сожжены. Великомученики взошли на костер со словами: "Вот будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете" на устах.
В 1676 году был разгромлен Соловецкий монастырь. Его иноки отказались принять новые никонианские книги. Было замучено около 400 человек. Одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в проруби. Разгромленную и разграбленную обитель заняли присланные из Москвы монахи,  принявшие новую веру. Незадолго до этого были замучены Б боровской тюрьме (Калужская область) сестры  из боярского рода Соковниных - боярыня Федосья Прокоповна Морозова и княгиня Евдокия Прокоповна Урусова, отказавшиеся ради веры от богатства, почета и мирской славы. Немало погибло в то время исповедников старой веры: одних засекли плетьми, других уморили голодом в тюрьмах, третьих предали сожжению. Более двухсот лет пребывало старообрядчество в гонениях.
Царь ПетрI, провозгласив принцип веротерпимости в государстве, дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом и лишил гражданских прав.
Только события, связанные с революцией 1905 года, дали старообрядцам возможность открыто устраивать в родном отечестве крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Но полной религиозной свободы старообрядцы не имели вплоть до 1917 год 

            Бегство . Переселения

  Большинство преследуемых староверов бежали в пустыни, леса, горы, где находили себе приют, организовывали скиты и малые поселения. Жестокие преследования царского правительства вынуждали старообрядцев бежать за границу. Их потомки живут сейчас в Австралии, Канаде, США, Аргентине, Бразилии. В Румынии есть даже самостоятельная старообрядческая митрополия, во главе с митрополитом. Житель с. Великоплоского Крыкин Софрон Кириллович, оказавшись в ходе русско-японской войны 1904 года в плену, встретил старообрядцев и в Японии. Многие старообрядцы бежали в необжитые, малозаселенные степи Украины.

               Наши предки - переселенцы

Из рассказов жителей села, литературных и документальных источников известно, что село Плоское Тираспольского уезда, Херсонской губернии было основано в 1822 году. До этого плосковчане жили в с. Плоское Александрийского уезда, откуда их переселили за неподчинение властям, выраженное отказом создавать военизированное поселение.
В 1731-1732 годах, когда правительство России начало  строить между Днепром и Доном линию крепостей, для зашиты России от татарских набегов, вольные поселения россиян-староверов стали возникать за Днепром. С этого времени начался выход раскольников за границу. Самые ранние их поселения появились в Херсонской губернии на территории теперешней Кировоградской области, а именно, города Ново-Георгиевска. К юго-западу от этого города находится основная лесная область Херсонского края, в описываемый период носившая название Черный лес. Эту местность и облюбовали выходцы из России. Известна и Слобода Плоская, находившаяся на левом берегу балки Серебрянки, близ села Чуты. Сегодня это станция и село Знаменка на Рудой балке и село Дмитровка на реке Ингульце. Когда в 1775 году были разрушены Ветковские раскольничьи слободы, жители Юс бежали на юг и часть из них остановилась в Плоском и Знаменке. Из раскольничьих поселений самым значительным считалось Плоское, которое для всех новороссийских раскольников поповского толка было главным местом духовного управления и потому называлось Новым Иерусалимом. Здесь существовали единственная во всем крае богатая освященная церковь и женский монастырь. В 1722 году граф Румянцев водворил в это селение еще немало семейств бессарабских старообрядцев. Однако в 1819 году, с введением военных поселений, старообрядцы вынуждены были переселиться в Тираспольский уезд, где в 1822 году и возникло село Велико-плоское.
                   
Рождение села

Первые переселенцы обжили сегодняшнюю улицу Орджоникидзе. Ниже к оврагу, или Мазуриковой рыпе, за улицей Чертой (теперь Советской) находилось старое кладбище.
Жители села всегда относились к хлебопашцам. Но в конце 19 века попробовали заняться виноградарством. Все земли, считавшиеся неудобьями, засадили виноградниками, причем сперва европейских сортов. Но они не прижились, и крестьяне перешли на прямые сорта: кудра, сахатин, липатик, зайбер и др. К началу 20 века виноградниками было засажено около 2000 десятин. Но основным занятием все же оставалось земледелие. Сеяли пшеницу, рожь, кукурузу, подсолнух, для лошадей - овес,ячмень. 
Применение чересполосицы, как способа засевания полей, и отсутствие удобрений были причиной крайне низких урожаев - 25-30 пудов с десятины.
Земля в селе была общиной, крестьяне - государственными крепостными. Обладатели общинной земли облагались подушным налогом, который все время увеличивался. За одну десятину платили рубль - полтора, а перед войной 1914. года - три. Платили и земские налоги. Сбором податей занимались в волости старшина, староста, сотский. У крестьян, которые не могли уплатить налог, отбирали скот, домашние вещи  и продавали их с аукциона.
Крестьянин имел право на покупку неограниченного количества земли. Общинная же земля раздавалась только на мужчин. На одного человека приходилось 3 десятины, и выделяла их общинная громада, причем не в одном месте, а на разных полях. Через каждые пять лет проводили передел земли.
Высшей властью в селе был старшина, его помощником - староста. Они избирались общиною на 3 года. За порядком в селе следили сотник и урядник.
Плосковчане, ведя очень замкнутый образ жизни, свято сохраняли свои обряды, говор, песни, одежду. С соседями поддерживали лишь торговые отношения. По своему социальному положению население села В-Плоского не было однородным. В руках верхушки находились лучшие земли, виноградники, сады и пастбища (перелоги} . Большая же часть крестьян имела небольшие наделы, не обеспечивающие даже хлебом. Большим подспорьем в хозяйстве было наличие коровы, считавшейся кормилицей семьи. Безлошадные хозяева вынуждены были идти на поклон к состоятельному соседу с просьбой вспахать надел. За это они отрабатывали определенное число рабочих дней. Бедняки работали батраками, пастухами, поденщиками у местных богатеев.
  Были в селе и свои богачи. Перстнев Тимофей, к примеру, имел 1000 десятин земли и вальцовую мельницу, Кравцов Софрон - 500 десятин земли, Орлов Константин - 300, Дубровин Алхим - вальцовую мельницу, 250 десятин земли и мануфактурный магазин, Дубровин Иван - 250 десятин и пальцовую мельницу, Дубин Нестер - 50 десятин к бакалейную лавку.
  В начале XX века в селе были развиты отхожие промыслы. Малоимущие сельчане уходили на сезонную раооту в немецкую колонию Кассель, в Бесарабию.
  На территории села не было ни одного предприятия, кроме мельницы с паровым двигателем. Зато функционировало 12 лавок, 13 винных погребов, корчма, 3 православных старообрядческих храма, 2 молитвенных дома (калантаев и беспоповцев}. В селе царила безграмотность и религиозный фанатизм. Казенной школы не было вообще. В нескольких церковно-приходских, которые открывали у себя дома грамотные крестьяне, мальчиков учили церковной грамоте, используя в качестве пособий азбуку, часовник, псалтырь, апостол и другие церковные книги. Многие из учеников становились впоследствии клирушанами, т.е. певчими на клиросе. Старообрядцы, вообще, не признавали, да и не признают сегодня никаких духовных учебных заведений. Священников выбирали сами прихожане по рекомендации церковной двадцатки. Бывали случаи, когда выбирали из двух достойных кандидатов. Право голоса имели только мужчины старше 25 лет. На день выборов они все после службы оставались в церкви. У дверей ставили три корзины. Две пустые и корзину с орехами. Выборщики, выходя из церкви, брали орех и бросали его в корзину с именем своего кандидата на бирке. По окончании этой процедуры доверенные прихожане подсчитывали орехи и объявляли результаты.
  В начале XX века в селе Плоском была открыта казенная государственная школа с четырехклассным обучением, посещали которую около 30 мальчиков. Она находилась возле церкви, на месте нынешнего дома Киреевых. В школе работало два учителя: Дубровин Иван Иванович и Храмов Семен Иванович. Детей учили читать, писать и пользоваться четырьмя арифметическими действиями.
  Больницы в селе не было, работал лишь фельдшер. В исключительных случаях Плосковчане обращались в земскую больницу в селе Малаешты. О роддоме не могло быть и речи. Роды принимала бабка-повитуха Аксенова (Курильчиха). Несмотря на значительную детскую смертность, почти каждая семья была, по сегодняшним нормам, многодетной - 4-5 детей. Поэтому и население села в 30-40 годы двадцатого столетия, составляло около 9 тысяч человек.
  Начавшаяся первая империалистическая война лишила многие семьи кормильцев. Естественно, увеличивались налоги, усугубив и без того тяжелое экономическое положение жителей села.

    За власть Советов

  В октябре 1917 года российский пролетариат и беднейшее крестьянство освободились от гнета помещиков и капиталистов. С их помощью власть советов была установлена и на молдавской земле. Свергнутые господствующие классы, поддерживаемые международным империализмом, выступили против власти рабочих и крестьян, организовав нападение на молодую республику Советов. Одним из первых выступлений стала интервенция в Советскую Бесарабию, организованная войсками Королевской Румынии. На территории Молдавии зарождаются первые части Красной армии: организован конный отряд Котовского; в районе Тирасполя, Бендер создан отряд под руководством большевиков Бенедиктова, Рожкова, Левинзона.
  В книге "За Республику Советов" есть рассказ о московских партизанах, в частности, о Колесникове Иване Наумовиче. Сперва "левый эсер", а после член РКП(б), он в конце 1918 года принимал активное участие в партизанском движении Тираспольского уезда. 30 января 1919 года, когда приднестровские партизаны освободили Тирасполь, он организовал большой партизанский отряд, известный в истории как плосковский. После освобождения советскими войсками левобережных районов Молдавии от англофранцузских империалистов, плосковский партизанский отряд в полном своем составе вошел в регулярные части Красной армии, явившись основой сформированного четырехсотого стрелкового полка второй стрелковой бригады сорок пятой Советской дивизии. Командиром полка был назначен И.Н.Колесников.
  Участник знаменитого южного похода, Колесников И.Н. за мужество, сознательность, дисциплину и "верную службу Красному Знамени рабоче-крестьянской революции" был награжден золотыми часами с надписью "Красному Герою". В своих воспоминаниях он рассказывает, что в июле 1919 года вспыхнул ряд кулацких восстаний в селах Приднестровья, Восстали и кулаки русского старообрядческого села В-Плоского. Руководили восстанием Батурин (плосковчанин, бежавший из отряда Колесникова} и его правая рука Кожелупенко.  Командир Тираспольской дивизии И.Э.Якир, знавший, что Колесников пользуется у плосковчан авторитетом, предложил ему поехать в село,  чтобы мирно погасить восстание.
  Хотя Колесников и пытался убедить Якира, что кулацкое влияние в Плоском настолько сильно, что ехать ему туда бессмысленно, командир настоял на своем. Колесников с политкомом прибыли в село. Их встретила вооруженная толпа. Доводы типа: "Неужели вам ближе немцы-колонисты, которые имеют по 100 десятин земли, у которых вы работаете батраками по 16 часов в день", ожидаемого эффекта не произвели. Колесников вернулся ни с чем. Якир отдал приказ подавить восстание. Руководители его бежали, остальные жители села вышли на встречу красноармейцам с красным знаменем.
  Четырехсотый полк после ликвидации кулацкого восстания в Плоском был переброшен в распоряжение Котовского, бригада которого под сильным натиском петлюровцев отступала в это время до станции Кодыма. Котовский встретил Колесникова и его красноармейцев такими словами: "Целую вас всех, в особе вашего командира , и надеюсь, что завтра при вашей помощи мы погоним помещичью сволочь, которая стоит на дороге революции". Ожидания его оправдались.
  После демобилизации из рядов Красной армии И. Н. Колесников вернулся в Молдавию и занялся восстановлением народного хозяйства, работая на  различных постах советского и "партийного строительства.


      Восстановление   и  развитие народного хозяйства после гражданской войны


  В 1920 году гражданская война в нашем регионе закончилась. 21 января того же года в селе Великоплоское был образован волостной революционный комитет под председательством Лепилина Ермолая Максимовича. В 1921 году в Тирасполе состоялся съезд представителей волревкомов, присутствовал на котором и плосковский представитель - Русов. В первые годы советской власти во всех сёлах Тираспольского уезда были образованы Комитеты незаможных селян (КНС). Они играли ведущую роль в организации хозяйственной и культурной жизни села. Ни одно государственное мероприятие не проходило без участия КНС.
  В 1920 году в селе делили помещичьи и кулацкие земли. На каждого взрослого жителя приходилось 1,5 десятины. Однако у многих бедняцких хозяйств не было возможности ее обрабатывать. В 1921 году из 4 000 десятин земли засеяли только 2500. Поэтому в восстановительный период основной задачей на селе был вопрос освоения пустовавших земель. Государство оказывало весомую помощь крестьянам, раздавая беднякам и маломощным середнякам лошадей, сельхоз-инвентарь и семена. На месте сегодняшнего винзавода, в доме кулака Двоенкина Епифана по улице Советской, был создан банк помощи крестьянам. Но все же в стране господствовал голод. Были случаи, когда от голода вымерали целые семьи.
  В середине 20-х годов в селе стали возникать группы по совместной обработке земли и ТОЗЫ, первый из которых возглавил Никитин Данил (Данила Рыжий). Плосковчане Ескевич Федор Федорович, Рыляков Константин и Пряжников Савелий окончили курсы трактористов, организованные в Дубоссарах в 1926 году.
  Первый колхоз в селе создали в 1930 году. Назывался он "Путь к победе". К весне 1930 года в нем насчитывалось более 300 хозяйств. До окончания коллективизации в 1935 году в Плоском организовали еще семь колхозов. Несмотря на не всеобщее положительное отношение к коллективизации, люди, зная о массовых репрессиях, все же шли в колхозы. В начале 30-х годов из села было выслано около 20 семей. В их домах открывали конторы колхозов, школы, магазины. Дом Дроздова Миная, например, стал конторой колхоза им. Молотова, дом Цуканова Трифона - конторой колхоза "Путь к победе", Привалова Артема - колхоза им. Кирова. Позже.. В 30-е годы, было репрессировано еще свыше двухсот человек. Большинство из них домой не вернулись и родственники ничего не знают об их судьбе. Все они, кстати, реабилитированы.В 1933 году в село прибыли двадцатипятитысячники - коммунисты:
1.        Курусов Павел Иванович,        
2.        Ланецкий Андрей Васильевич,
3.        Мазан Василий Яковлевич,
4.        Полященко Константин Васильевич.
Они и создали в Плоском партячейку, возглавил которую Павел Иванович Курусов.
  В 1934 году на территории села был построен винзавод, который производил виноматериал на сотни тысяч рублей, давая крестьянам, поставляющим виноград, возможность реального заработка.
  
Развитие образования и культуры села в 1917-1941 годы

  В тяжелый 1921 год в селе открыли две школы: имени Горького и имени Ленина. Первую посещали 12, вторую 25 учеников. Началась всеобщая борьба с неграмотностью, Б 1922 году открыли 4 начальные школы В разных частях села.
  Первые (довоенного периода) учителя начальных классов:
I.Венц Павел Христофорович,
2.Венц Мария Иосифовна,
3.Бузук Николай Афанасьевич,
4.Бузук Елена Осиповна,
5.Борисова Дора Степановна,
6.Пряжникова Евгения Ивановна,
7.Никишин Борис Григорьевич,
8.Ляхова Мария Степановна,
9.Пономаренко Надежда Степановна,
10.Глузлал Раиса Ильинична,
11.Глижинская Анна Гавриловна
12.Васильев и др.
  В 1930 году была открыта неполная средняя, а В 1938 - средняя школы.
Школы №2 и №4 (на Черте и Бендерии) были в домах высланных кулаков Подсевальникова и Емельянова. Школу №З (зеленую) открыли в бывшей корчме. Неполную среднюю школу№1 переоборудовали из мельницы Перстнева Тимофея. Сейчас в этом здании снова мельница. Двухэтажную среднюю школу№1 перестроили из мельницы Дубровина Антона в 1937 году.
Директора школ:
1.Живомов Петр Андреевич - директор, преподаватель математики.
2.Комляров  Николай  Иванович  -  директор,преподаватель математики.
3.Челаков Федор Минович - директор, преподаватель физики.
4.Тереков - директор, преподаватель химии.
5.Децюра Семен Корнеевич - директор, преподаватель химии.
6.Братушенко Данил Герасимович - директор,преподаватель украинского языка.

Завучи школ (1935-1941гг.)
1.Винокуров Михаил Борисович - окончил Одесский пединститут, филологический факультет .
2.Костюк Василий Исаевич - окончил Одесскийуниверситет, исторический факультет.
3.Ахроменко Мария Федосеевна - окончила Ворошиловградский пединститут, исторический факультет.

  Учителя В-Плосковской средней школы, работавшие в довоенный период (1930-1941гг.):
1.Холаен Вера Васильевна - преподаватель русскогр языка и литературы. Окончила Житомирский пединститут.
2. Зербанов  Григорий Андреевич,  преподаватель истории. Окончил Одесский пединститут
3.Патук Иван Николаевич - преподаватель украинского языка и литературы. Окончил Нежинский учительский институт.
4.Вайнберг Натан Наумович - преподаватель математики. Окончил Одесский пединститут.
5.Ратов Игорь  Акинфьевич  -  преподаватель математики.
Окончил Одесский пединститут.
6.Шнайдер Иосиф Францевич -  преподаватель немецкого языка. Окончил Одесский пединститут.
7.Тешлер Мирон Иосифович  -  преподаватель физики.
Окончил Тираспольский учительский институт.
8.Гирин Иван Куприянович - учитель русского языка. Окончил Тираспольский учительский институт.
9. Добровольский Иван Васильевич - учитель русского языка и литературы. Окончил Тираспольский пединститут.
10.Снегирёв Василий Максимович - учитель русского языка. Окончил Тираспольский учительский институт.
II.Малыхова Валентина Васильевна - старшаяпионервожатая
12.Цушко Анастасия Петровна - учитель молдавского языка.Окончила Балтское педучилище.

  В 1939 году среди учителей Молдавской Автономной Республики, награждённых орденами и медалями СССР, были представители и великоплосковской средней школы. Учительница младших классов Глижинская Анна Гавриловна получила Орден Трудового Красного Знамени, а преподаватель математики Котляков Николай Иванович - медаль "За трудовое отличие".

В начале 20-х годов в стране ввели всеобщее начальное образование. В школах села было открыто четыре первых класса. Однако, привлечь
всех детей не удалось: многие родители не пускали своих детей, особенно девочек, в школу, считая это делом ненужным и даже вредным. Большинство детей заканчивало лишь 4 класса. Первый выпуск 7 класса, то есть неполной средней школы, составил 46 учащихся, а среднюю школу первыми окончили в 1941 году 11 человек.
  Большое внимание в послевоенные годы уделялось ликвидации безграмотности. Тысячи сельских жителей ставили вместо росписи три креста . Чтобы ликвидировать это позорное явление в селе открывались вечерние школы, создавались группы ликбеза. Зимними вечерами на квартирах культармейцы проводили с молодежью занятия. Тетради, карандаши, буквари выдавали бесплатно. В результате, в течение десяти лет, т.е. в тридцатые годы неграмотность и малограмотность среди молодежи были ликвидированы.
  Важное место занимало развитие духовной культуры в селе. В начале 30-х годов в гараже плосковского богатея Двоенкина Епифана открыли клуб. Его заведующим был назначен Шварцман, а массовиком Никольский, направленные из г. Тирасполя райкомом комсомола. Молодежь в клуб практически не ходила, считая концерты и кинофильмы "дьявольским наваждением", В 1934 году к зданию сельского Совета пристроили Дом культуры на 150 мест. Там же была открыта и первая в селе библиотека.
  В 1935 году село Плоское радиофицировали. Заведовал радиоузлом присланный из Тирасполя Пахомов Сергей.
Как видно, государство, несмотря на недостаток бюджета, уделяло огромное внимание развитию образования и культуры в селе.
Первым в селе высшее образование получил Кудрявцев Ефим Никитович, окончивший Одесский электротехнический институт.
После гражданской войны  в селе, по улице Орджоникидзе, открыли больницу, где врачом работал Серебряков, а фельдшером - Кузьма Анисимович Павлов из Тирасполя. Позже, в 30-е годы, ее перевели в дом Орлова Константина, а в семидесятые годы построили больницу на 50 коек и роддом на 10 коек. 
                                                                                                                  
                                                                                  Экономика

  Если в развитии образования и культуры были достигнуты значительные успехи, то в сельском хозяйстве положение было очень сложным. Приехавшие в село двадцатипятитысячники оказали ощутимую помощь в организации колхозов, но поставить местную экономику на ноги им не удалось. Она в начале коллективизации строилась на небольших кредитах, выдаваемых государством и вносимых каждой колхозной семьей: 5 рублей вступительных и 15 паевых. И только при реализации урожая колхозы начали получать деньги на свои счет в банке. Как видно, экономическое положение новоорганизованных колхозов было вначале крайне шатким. За трудодень колхозникам начисляли копейки, которые шли к тому же на выплату государственного заема. Работник за 1 год работы получал реальноно лишь 100 кг зерна. Выживали сельчане благодаря наличию коров и другой живности, огородов, виноградников.
  Б 1931 году была создана малоештская МТС. Ее роль, особенно в начале коллективизации, была неоценима. Главное - это техническая помощь и внедрение передовой агротехники. В Плоском организовали две тракторные бригады, которые помогали колхозам села в обработке полей, уборке урожая, подъеме зяби и т.д. Бригадирами назначили Семидетнова Ефима и Гребенщикова Макара. Уровень технической граммотности трактористов был пока довольно низок, но молодежь с удовольствием шла на курсы подготовки трактористов, организованные при МТС.
Постепенно жизнь в колхозах стабилизировалась. С полевыми работами управлялись вовремя. Некоторые колхозы получили автомашины "полуторки". Первыми шоферами в колхозе им. Молотова были Кудрявцев Афанасий и Рудаков Клим. Сложное, тяжелое, противоречивое было время. Неурожаи на полях и нестабильность в обществе приводили к тому, что, случалось, в селе ощущался голод и волнения.

         Оголтелый атеизм и разрушение храмов

  В описываемое время В селе было три старообрядческих храма и два молитвенных дома. При переезде из села Плоского Александрийского уезда Херсонской губернии старообрядцы перевезли с собой детали деревянной церкви и восстановили ее на новом месте. Церковь эта сгорела от удара молнии, Население села решило построить на этом же месте новую каменную церковь. Строительство начали в конце 30-х годов 19 века и завершили в конце следующего десятилетия, получив в результате величественный храм в виде креста. На кровле и на алтаре установили восьмиконечные позолоченные кресты; воздвигли колокольню с огромным светло-зеленым куполом, также увенчанную большим крестом. О богослужении благовестили 5 колоколов под куполами .Строительство этого храма было посвящено празднику Воздвижения честного и животворящего креста Господня.Внутри храм был разделен на четыре части:
1.алтарь;
2.клирос, для певчих во время службы;
3.часть за клиросом, где стоят мужчины, неучаствующие в пении псалмов;
4.притвор для женщин.

  Алтарь - главная часть храма, предназначенная для священнослужителей. По его, как и положено, овальному контуру установлены были полутораметровые, выполненные на кипарисе неизвестным художником иконы двенадцати апостолов, пресвятой богородицы и Ивана крестителя. Перед каждой подвешена хрустальная лампада. В центре алтаря - богато украшенный престол, в конце которого расположены большой деревянный крест и икона божьей матери. На престоле - небольшая серебряно-позолоченная церковка с серебряной шкатулкой, внутри которой хранились три волоска Иисуса Христа. Рядом - святое Евангелие в серебряном переплете и два креста, справа - ризница с облачением священников, слева - жертвенник и кадильница. От центральной части храма алтарь отделял иконостас, т.е. стена, увешанная святыми иконами. Под самым потолком располагалась огромная икона Бога-отца, Саваофа. Ниже - иконы двунадесятых праздников. Под ними - двенадцать икон по месяцам, с изображением святых, память которых чтится Б определенное число данного месяца . Были иконы апостолов, евангелистов, святых божьих угодников. За клиросом, с левой и правой стороны стояли четыре иконостаса для мужчин. Отдельно, с двух сторон, с огромной иконой Казанской богоматери в центре - женский иконостас. Всю службу, вечернюю, всенощную и дневную, горели в церкви восковые свечи на пяти паникадилах.
  Но наступил 1937 год. Власти закрыли все три церкви. Крест с купола стянули трактором, колокола сбросили. Один из них, упав на крыльцо паперти, разбился. Иконы, книги, убранство алтаря исчезли. Колокольню развалили до основания . Большую церковь превратили в Дом культуры. Малую - в склад колхоза, а после войны - 
в клуб. Для десяти тысяч верующих плосковчан осталась единственная действующая церковь.
       
                                                                                
                                                                        Первые комсомольцы

  Несмотря на все невзгоды, трудности и перипетии, жизнь продолжала налаживаться. Еще в первые годы Советской власти в селе была создана комсомольская организация под предводительством Бакулина Василия Максимовича, в будущем генерал-майора, начальника политотдела пограничных войск Крыма.

  Рост благосостояния народа

  Экономика колхозов постепенно приходила в норму. На колхозных полях уже работали комбайны "Коммунар". Появились гусеничные трактора ЧМЗ, СТЗ. В магазинах появились промышленные и продовольственные товары. Молодёжь стала лучше одеваться. Развивалась художественная самодеятельность.
  Плосковский хор, руководил которым директор Дома культуры Цушко Степан Иванович, дважды занимал призовые места на фестивале в Тираспольском драмтеатре.
  В Доме пионеров и школьников, расположенном на месте, где сейчас стоит дом Кузьмина К. Ф., был духовой оркестр, руководил которым немец Адлер Людвиг Сигизмундович.
  Трое учащихся: Колесников Петр, Кудрявцев Иван и Дубрович Иван - после окончания 7 класса поступили в Ананьевский сельскохозяйственный техникум.
  В 1936 году была принята новая Конституция УССР, а в 1940 году - МАССР. В 1938 году проходили выборы в Верховный Совет СССР. Депутатами были избраны: Н.Т.Кудрина - новатор Тираспольского консервного завода им.1мая,В.Жураковский - механик Тираспольской МТС,А.Л.Хенкин - бригадир грузчиков Одесского порта.    
  В 1939 году прошли выборы в Верховный совет Украины. Депутатом был избран старший лейтенант Хаскин - начальник Тираспольскои погранзаставы. А через год плосковчанина Старикова избрали депутатом Верховного совета МАССР.
  В 1939 году Двоенкин Петр Иванович (механизатор) и Шишкин Семен Трофимович (старший конюх колхоза им. Молокова) участвовали во всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.

       Село и люди в Великой Отечественной войне

  22 июня 1941 года в 12 часов дня по радио выступил Народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов, который объявил о том, что фашистсяая Германия вероломно, нарушив договор о ненападении, ввела свои войска на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Линия фронта протянулась от Баренцева до Черного моря.
Люди шли на фронт. Генерал Бакулин М. В. , майор Бакланов Ф.М., старший лейтенант Двоенкин Г.И., старший политрук Соловьев Е.К., капитан Быканов С.С., Кравцов С.И., старшина Китаев В.И., солдаты: Шлюшкин Ф.С., Привалов С.П. и многие другие плосковчане сражались под Сталинградом. А писатель Владимир Коркев в повести "Полководец" описал подвиг тридцатой батареи, в составе которой были выходцы из Плоского, при обороне Севастополя в 1942 году:
"30 батарея была блокирована со всех сторон. В её казематах осталось около 200 солдат. Будучи блокированной, батарея продолжала вести огонь и к 18 июня расстреляла все снаряды, которые были в запасе. Личный состав укрывался в 26 подземных сооружениях и вел борьбу под руководством командира батареи Александера и военного комиссара старшего политрука Е.К. Соловьева (плосковчанина). Ночами батарейцы совершали вылазки наверх и уничтожали врага.
2 полка пехоты противника, ДЕЭ саперных батальона, танки и артиллерия пытались захватить батарею. Но как только они приближались, бойцы открывали огонь из амбразур. Фашисты пытались задушить их, забивали все отверстия камнями. Засыпали их песком. Это привело к тому, что дизеля заглохли, подземные помещения оказались во мраке, Тогда разъяренные фашисты стали пускать в подземные казематы батареи ядовитый дым. От этого дыма, прежде всего, погибли раненые . Через несколько дней Александер принял решение прорваться с личным составом, но не в сторону Севастополя, который был отрезан противником, а в сторону гор, и уйти в партизаны. У батареи уже не было ни воды, ни продуктов, кончились боеприпасы. Верный друг командира - комиссар Соловьев был ранен. Не имея возможности пробиваться к партизанам и не желая быть обузой, он остался на батарее и в последний момент застрелился".
  Так сражались за Родину наши земляки.
Через 17 дней после начала войны немецко-румынские части оккупировали Плоское. С 7 августа 1941 года по 10 апреля 1944 года длился на его территории оккупационный режим.
  На территории между Днестром и Бугом была создана румынская провинция Заднестровье (Транснистрия). Везде вывешивались лозунги на румынском языке, в переводе означающие "Да здравствует великая Румыния от Тисы до Буга!". Столицей Транснистрии был сперва г. Тирасполь, потом г. Одесса. Всю территорию провинции поделили по румынскому образцу на префектуры, претуры и примарии. Немецкая марка, выпущенная здесь, обменивалась на 10 советских рублей.
Весь аппарат управления в Транснистрии состоял из румын. Но в с. Плоское примарем был назначен учитель Черчиль Алексей Иванович, знавший румынский язык. После освобождения села, его репрессировали, и он умер где-то в концлагере. Но это был настоящий советский человек: зная румынский язык, он сумел вызволить несколько военнопленных плосковчан из лагеря в с. Парканы: старшего лейтенанта Цуканова Изота, младшего политрука Привалова Петра и других.
В селе располагался жандармский пост из 10 солдат, командовал которыми плутонер Мунтяну. Содержало их село, поставляя все необходимое.
Во время румынской оккупации колхозы не исчезли, но сменились их статус и названия. Теперь это были общества: Кузэ Водэ, "Виктория", им.Тудора Владимиреску и.т.д. Каждое общество, которое возглавлял шеф из крестьян, имело свою бухгалтерию, ведущую учёт урожая. Его, кстати, делили пополам: половину государству, вторую крестьянам. Вино, пшеницу, кукурузу отправляли в Румынию. Перед освобождением села туда же угнали 450 голов крупного рогатого скота, 530 лошадей, 960 овец. Попытки противостоять этому делали двое десантников и местные жители во главе с Сорочинским.
В годы оккупации в селе действовала группа партизан: братья Колесниковы, Сергей и Пётр, супруги Агеевы, Иван и Павлина, Вишняков Павел, бывший председатель с/совета Небогатов С.Е. Все они были арестованы и в апреле 1944г расстреляны в г. Тирасполе.
10 апреля 1944 года 1310 стрелковый полк 19 стрелковой дивизии освободил село. 12 апреля советские войска форсировали Днестр у села Красногорка. Сотни плосковчан участвовали в этой операции. Многие из них были награждены медалями "За освобождение Белграда", "За взятие Будапешта". Свыше семисот жителей села погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Но пришло 9 мая 1945 года и Победа, к которой шли советские солдаты 1418 дней и ночей, Победа, которой Москва отсалютовала тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий.

   Восстановление народного хозяйства в послевоенные годы

  После освобождения села необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство. Война еще не завершилась, и рабочих рук, естественно, не хватало. А работы все приходилось выполнять вручную: лошадей и уж тем более машин практически не было. Многие поля оставались необработанными. Но все колхозы восстановили. В 1955 году было проведено их укрупнение : 3 колхоза  объединились в один. В марте 1959 года к ним примкнули и остальные, образовав совхоз "Россия".

 
Люди нашего села

  В послевоенные годы село значительно преобразилось. Среднюю школу с более чем 900 учащимися и 46 преподавателями в 1959 году перевели в новое здание. Был построен детсад на 100 мест. Врачебный участок обслуживали 34 человека. За доблестный труд 18 человек получили награды. Значительно улучшилась материальная база совхоза. Тысячи учащихся получили высшее и среднее специальное образование.

  Выпускники плосковской школы:

Генерал-майор Бурлаков А.Ф.,полковник Крюков И.К.,профессор, доктор с/х наук, крупный специалист в области виноградарства и виноделия Перстнёв М.Д., сотрудник министерства ино-
странных дел в Юго-восточной Азии Завязкин Виктор.

Учителя-пенсионеры:

Кошель А.Г.,Мудрик Ю.М.,Завадская В.И., Завязкина М.И.,Шмико В.Ф.,Соловьева П.С.,Колесников М.А.,Волков П.В.,Лабунский М.В.,Лютов Р.К.,Цигунская М.М.,Зевакина В.И. и др.
  Многие заслуженные учителя уже ушли в мир иной:
Гирин И.К., Перстнев В.Е., Дубровина М.Ф., Пономаренко Н.С., Танасиенко Н.И., Плесковская Л.Д., Подолян П.И. Дзидверг А.П., Молчанова К.А., Кошель А.Г.

  Медики-пенсионеры:

Смельниченко А.А., Шаталина П.И., Небогатов В.С.

                                                 Сельский совет, отделение связи

  Председательствовали в сельском совете В-Плоского: Белов Ф. И., Тихановский С.И., Шульгин Н.И. и другие. Секретарем в течение 44 лет проработал Цуканов Андрей Федорович. Неотъемлемым атрибутом сельсовета всегда было отделение связи. На протяжении 4 5 лет его возглавлял Шульгин Наум Трофимович.

 Культура

  В 80-е годы при плосковской школе под руководством Макаренко Николая Григорьевича из учителей и молодежи был создан хор, заслуживший со временем  звание Народного.
  В селе работало 5 магазинов. Товарооборот государственной и кооперативной торговли составлял 702000 рублей. В системе торговли есть свои ветераны. Свыше 40 лет проработали здесь: Богатчук З.Г., Бурлакова Т.М., Шульгина М.Ф.
На территории с.Великоплоское находился совхоз "Россия". Основное направление его хозяйства
было мясо-молочное, а также в последнее время перед перестройкой - овцеводство. Совхоз имел 10911 га земли в том числе пахотной - 7448 га, сенокосов - нет, пастбищ - 1511 га, садов - 177 га, виноградников - 458 га, леса - 1131 га. В совхозе было 56 тракторов, 27 комбайнов, 32 автомашины. Все механизаторы пользовались ремонтно-техничесой мастерской. Десятки культиваторов, плугов, посевных агрегатов использовались в совхозе. Агрослужбу в совхозе возглавлял главный агроном Катречко М.Н., впоследствии ставший директором. Инженерно-техническую службу возглавлял Шишкин Н.С. В совхозе четко работала бухгалтерская служба. Учет и контроль - вот на что была направлена вся бухгалтерия . Во главе этой службы стояла главный бухгалтер совхоза Еждина 3.П. В школе тоже произошли большие перемены: был построен новый спортзал, открыт компьютерный класс, школа была газифицирована. Все это произошло благодаря стараниям бывшего директора школы Дзидзверга А.П., ныне покойного. Это дело подхватил и продолжил Гирин В.И.

     Дорога к храму

  С приходом румынских оккупантов во время Великой Отечественной войны у селян появился шанс возродить разрушенную и разоренную в 1937 году церковь. В сентябре 1941 года, получив у новых властей разрешение, плосковчане начали строительство. Уже через три месяца церковь была восстановлена, не в первоначальном, конечно виде, но в ней началась служба. Церковные атрибуты, естественно, были утеряны безвозвратно. Книги, иконы, сосуды, лампады, паникадила собирали у крестьян. Священников в селе не осталось, потому Козадаев Прокопий, Соловьев Сергей,Зюзин Виктор и Киреев Тимофей отправились в румынский город Браила к старообрядческому епископу для принятия сана. Так возродилась церковь в селе Плоское.
  Центром старообрядчества во все времена было Рогожское кладбище в Москве, основанное при Екатерине II в 1771 году. В великоплосковской церкви, как и в Покровском храме Рогожского кладбища, проводится повседневная служба.
  Плосковские ские священники служили не только в родном селе. Отец Харлампий, к примеру, был священником в Балте, отец Сергий Соловьев - на Урале, отец Виктор Зюзин - в Саратовской области, отец Кузьма Орлов - в Тирасполе.

1.Вспоминает Александр Акимович Еждин. 1905 г.р. Один из организаторов колхозного движения, председатель колхоза им. Молотова: после Великой Октябрьской социалистической революции в селе Плоском так же как и в других населенных пунктах была установлена советская власть в форме избранных ревкомов из числа бедняков, активистов. Через ревкомы в селе осуществлялось политическое и хозяйственное руководство. Земля, отобранная у местных помещиков и кулаков раздавалась беднякам и середнякам. У кого же была отобрана земля? В селе Плоское были помещики и крупные кулаки, некоторых я назову. Помещик Кравцов Софрон в массиве села имел большое имение, где сам жил в красивом доме (так называемый белый двор). В том же. имении жили его наемные рабочие в ужасных условиях (так называемый черный двор). Помещик Емельян, помещик Перстнев Тимофей, Орлов Константин, Дубровин Антон, Двоенкин Епифан также владели сотнями десятин земли. Во время уборки урожая на их полях работали батраки и наемные крестьяне. Работали за четвертый сноп т.е. три снопа хозяину, один сноп - рабочему. В период гражданской войны все перечисленные имения были снесены и уничтожены народом.
2. В период граждансквойны в с.Плоское
были разные течения. Советскую власть защищал отряд красногвардейцев из жителей села, батраков и бедняков. Во главе отряда был местный житель Колесников Иван Наумович. В это время в Тирасполе были белогвардейцы, петлюровцы, которые  всех селах Тираспольского уезда грабили население и убивали активистов. Благодаря отряду Колесникова И.Н. в Плоское петлюровцы не были допущены. Для обороны села вокруг него были выкопаны две линии окопов, были мобилизованы все мужчины. Более половины их были с вилами и лопатами, и все же в село петлюровцев не пустили. Было и другое, когда красные отошли в глубь России, в село вошли белогвардейцы генерала Пукалова, которые жестоко расправлялись с активистами, расстреливали прямо на улицах. В то время в селе Плоское был организован белогвардейский малочисленный отряд, созданный из кулацких элементов. Возглавлял отряд житель села белогвардейский офицер Батурин Егор. За период гражданской войны много раз власть в селе переходила из рук в руки. Выл в Плоском и отряд анархиста Казакова, который убивал всех евреев. В селе проживало несколько еврейских семей. Больше половины их было расстреляно. Не щадили даже детей. Часть евреев были скрыты населением.
3. В восстановительный период главной задачей на селе был вопрос освоения пустовавших земель. Для выполнения этой задачи государствопомогало крестьянам: раздавало лошадей, сельхозинвентарь и семена. Государству нужен был хлеб. В стране был голод, особенно в 1921 году . Были случаи, когда от голода вымирали целые семьи.
4.  Еще на заре Советской власти В.И.Ленин ставил вопрос о создании крупных сельскохозяйственных кооперативов для производства зерна. В 1920-1928 годах в нашей стране были созданы первые коммуны и СОЗЫ - артели по совместной обработке земли. В 1927 году в селе Плоское был организован СОЗ из 50 индивидуальных хозяйств. СОЗ от государства получил 20 лошадей, два трактора "Фордзон" и другой с/х инвентарь. СОЗ просуществовал до осени 1929 года, до начала массовой коллективизации и был реорганизован в колхоз "Путь к победе". К весне 1930 года В колхозе "Путь к победе" насчитывалось уже более 300 хозяйств. В Плоском в период массовой коллективизации 1929-1930 годы было организовано 4 колхоза, а позже еще 3, всего 7 колхозов.
  Как уже было сказано выше, в селе Плоское в 1927 году был организован СОЗ, который в 1928 году уже имел два трактора "Фордзон". О технической грамотности механизаторов говорит такой факт. Курсы трактористов проводились в Дубоссарах. По приезде с курсов трактористы весной 1928 года начали пахоту. Проработав 3-4 дня один из тракторов вышел из строя, трактористы не могли его завести и решили трактор разобреть и направить на ремонт в Дубоссары. В это время в Плоском находился житель села Славяно-сербка, бывший летчик, Осадчий. Он увидел, что новый трактор разобрали и погрузили на повозки, чтобы везти на ремонт. Летчик зашел во двор СОЗа осмотрел на подводах погруженный трактор, рассмеялся и посоветовал разгрузить и собрать его, сказал, что он отремонтирует на месте. Трактор разгрузили и собрали. Но сами трактористы опять завести не смогли. Тогда летчик взялся за дело и через несколько минут трактор завелся. Что же произошло, в чем при-
чина? Оказалось, что трактористы перепутали проводку, идущую от бобины на свечи и все. И потом много было аналогичных случаев, когда из-за мелких ошибок простаивали трактора часами, а то и днями. Вот вам и уровень технической грамотности. Можно ли его сравнить с сегодняшним?

       Заключение    

  Такова вкратце история этого необычного русского села на территории независимой Украины. На протяжении почти двух веков истории плосковчане, выходцы из различных российских губерний, всегда дружно жили с соседями украинцами, по-братски помогая им в труде и в борьбе. Уважая историю, язык, обычаи соседей, они сохранили свою веру, традиции, самобытность.
                                                                             
    Фёдор Иванович Завязкин родился в 1923 году в нашем селе. Окончив среднюю школу, поступил в Тираспольский пединститут на факультет русского языка и литературы, но учёба в вузе была прервана войной. И студент Завязкин в апреле 1944 года становится воином. За участие в боях награждён боевыми наградами.  Окончив после войны институт, работал в Молдавии учителем русского языка. С 1953 года работал учителем в школах Великомихайловского района. В 1969 году заочно закончил исторический факультет Крымского пединститута. Всю свою сознательную жизнь Фёдор Иванович посвятил воспитанию подрастающего поколения.
    Данная брошюра не является ни научным трудом, ни художественным произведением и не претендует ни на то, ни на другое.
Это распечатка материалов, собранных преподавателем нашей школы Завязкиным Фёдором Ивановичем. Материалы распечатаны в таком виде, как они были записаны в его черновиках. Он мечтал написать книгу о своём родном селе, о своих односельчанах, но, к сожалению, не успел. Жизнь его прервалась.
  Но остались материалы, собранные им за долгие годы. И остались люди, для которых наше родное село и есть та Родина,которая всегда одна, где бы они не находились, куда бы их не бросала жизнь. И если каждый из наших земляков окажет посильную помощь, принеся старые фотографии, документы, расскажет что-то о вчерашнем и сегодняшнем дне нашего села и наших односельчанах,
мы сообща сможем претворить в жизнь мечту Фёдора Ивановича и напишем книгу о нашем родном селе, о людях, пронесших свою веру, обычаи и традиции через века, которую через многие годы смогут прочесть наши дети и внуки.
       С уважением Н.Стародубцев
                                                                       

Подготовка материала - Кошель А.Г., Гирин В.И.
Редактор - Стародубцева М.Н.


Сайт создан в системе uCoz